|
|
Статьи, тесты, обзоры
|
|
|
Салон Audio Video
УСИЛИТЕЛИ ВКУСА
КОГДА-ТО ЛИНИЯ ФРОНТА МЕЖДУ КАЧЕСТВОМ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ В HI-FI ПРОЛЕГАЛА ЧЕРЕЗ СЕРЕДИНУ ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА. ТЕПЕРЬ ОНА ЗАМЕТНО СЪЕХАЛА ВНИЗ. ТАК ЧТО УСИЛИТЕЛИ, КОТОРЫЕ МЫ СЕГОДНЯ ИСПЫТЫВАЕМ, УЖЕ НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ БЮДЖЕТНЫМИ. НАЗОВЕМ ИХ ТАК: КОМПРОМИССНЫЕ
ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИЗ НАС ОПРЕДЕЛЕНИЕ компромисса (я имею в виду компромисс между качеством и ценой) остается размытым. На первый взгляд, в электронике любой стоимости разработчики вынуждены идти на сделку между потребительскими свойствами и способами их достижения. К исключениям можно отнести либо совсем дешевую технику, тут доллар всегда кладет на лопатки качество, либо очень крутой хай-энд, где торговаться за совершенство — моветон. Однако в аудио определить границу, за которой начинаются компромиссы, очень просто. И вы можете убедиться в этом сами.
Все, что нужно для этого, — десяток-другой CD с музыкой различных жанров. Не надо брать тестовые или аудиофильские — необходимости подолгу отслушивать и анализировать каждый трек в деталях не возникнет. Достаточно включить все диски по очереди буквально на минутку-две и попытаться понять элементарное: насколько правдоподобно аппаратура воспроизводит музыку того или иного жанра. Чем уже окажется охват — тем больше компромиссов. Именно так, а не наоборот.
Аппаратуру, которая может воспроизводить с одинаковым успехом любые произведения, сделать необычайно сложно — это вам любой разработчик подтвердит. В цифровой технике, где все до предела стандартизовано и унифицировано, проблема не так остра. А вот при проектировании усилителей, и особенно акустики, это едва ли не основная причина головной боли инженеров.
Для классики, к примеру, очень важна абсолютная динамика и, как ни странно, качество воспроизведения на краях диапазона — если звуковой тракт не обладает достаточным разрешением по верху и низу, то он просто не сможет передать всю симфоническую основательность и атмосферу концерта. Для вокала необычайно значим неокрашенный верх и гармоническое разрешение в середине, чтобы выявить тончайшие голосовые форманты и передать дыхание. Акустическая музыка также предъявляет свои требования: нужна верная передача атак и обертонов, причем для джаза — во всем диапазоне. Переключаетесь на рок, и на первый план выходит драйв, четкость по басу, детальность дискантов. В фолк-музыке приоритетными становятся такие качества, как тональная и ритмическая точность. Ну а слушать электронные композиции вообще, кажется, невозможно без ясной трехмерной сцены. И так далее...
Ни один из испытанных нами усилителей не смог подчинить своей власти все жанровое разнообразие. Это — следствие вышеупомянутых компромиссов. Но, согласитесь, гораздо лучше иметь такую технику, чем ту, что во всех случаях звучит одинаково невыразительно (или, наоборот, на собственный манер, что еще хуже). Вы никогда не пожалеете о потраченных деньгах, если предпочтете выгодному, привлекательному и популярному на рынке аппарату пусть и странное с точки зрения ваших знакомых изделие, но соответствующее вашим музыкальным предпочтениям. И вообще — именно с этого и пробуждается вкус к музыке.
Ну а теперь от теории перейдем к практике. Позвольте нам не занимать место описанием компонентов референсной системы — все они уже были перечислены во вступлении к тесту CD-проигрывателей в этом же номере. Не будем расписывать и все диски, которые были использованы при прослушивании. Их, поверьте, набралось достаточно разных, чтобы каждому усилителю был предоставлен шанс показать себя в лучшем свете.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц в трех режимах: • темброблок отключен (горизонтальная линия вблизи 0 дБ); • bass min/max (красная кривая); • treble min/max (синяя кривая).
ЗНАКОМСТВО. RA-01, в принципе, можно сразу противопоставить другим как пример бескомпромиссного решения нетривиальной инженерной задачи: как сделать усилитель дешевле, не ухудшив его звуковых качеств? Мы не случайно оговорились: «в принципе». Окончательно судить о том, насколько грамотно ротелевские инженеры выкрутились из такой щекотливой ситуации, можно лишь после прослушивания.
Давайте посмотрим, чем отличается наша модель от RA-02, что на пару сотен дороже. На первый взгляд, вообще ничем! Такой же тонкий, стильный и прочный корпус с недешевой алюминиевой передней панелью, которой придана красивая фактура. И набор ручек с кнопками здесь абсолютно тот же: тембры, селектор мониторинга записи и акустических систем (жаль, что точность монтажа этих элементов не слишком высока — некоторые в отверстиях стоят не идеально по центру). На задней панели в наличии все те же пять линейных и один фоно-вход, выход на магнитофон, выход с предварительной секции и две пары качественных клемм для подключения акустики. А теперь откройте паспорт к RA-01, и вы увидите, что даже характеристики этого усилителя точь-в-точь соответствуют более дорогому RA-02 — явный намек и на схемную идентичность! Где подвох?
А вы нашли в коробке к аппарату пульт ДУ? Вот на нем и сэкономили. Потому на усилителе нет окошка инфракрасного приемника, на задней панели отсутствует шина передачи команд другим компонентам Rotel (есть только триггерные разъемы) и регулятор громкости не с моторчиком, а попроще — с мускульным приводом. Но все равно меня не оставляли сомнения. На ДУ много не выгадаешь, значит, в начинку аппарата все же нужно было внести изменения, которые могли отразиться на звучании. В описании об этом ничего не сказано: питается усилитель от такой же системы с тороидальным трансформатором и мощным буфером из конденсаторов, разводка сигнальных цепей сделана симметричной... Короче, пора просто включить и послушать.
СЛУШАЕМ. У нас еще свежи в памяти впечатления от прослушивания более дорогого аналога нашего усилителя. RA-01 из достоинств лучше всего сохранил, пожалуй, только чистоту воспроизведения дискантов и естественность высших «воздушных» составляющих. В серединке уже можно заметить отличия не в лучшую сторону. А звуковая сцена под определение точной и выразительной уж точно не подпадает.
Со сцены и начнем. Находящиеся в глубине источники звука тяготеют к переднему плану. Локализация несколько лучше эшелонирования, а потому в стереокартине присутствует некая пространственная неопределенность, расслоение по глубине.
Теперь о середине. Верхняя часть этой полосы чиста, а вот нижняя немного замылена. Обертона и голосовые форманты смешиваются так, что звук порой кажется монотонным и упрощенным — есть признаки недостатка гармонического разрешения. Догадываемся, отчего такое происходит. Стоит в тракте поменять конденсаторы на качественные пленочные — и все эти качества проявляются, а стоит вернуть прежние обычные — и сцена портится, и гармоническое разрешение страдает, и микродинамика ухудшается. Так что теперь понятно, что не только на пульте ДУ сэкономили инженеры Rotel.
Однако нам есть что сказать и в защиту этого незаурядного (без всякой иронии) аппарата. RA-01 для своей мощности и цены обладает двумя ценными качествами: отлично передает драйв и почти не врет с тональным балансом. Клиппинг наступает мягко, и потому любую музыку можно комфортно слушать даже на очень высокой громкости. Самые глубокие басы у него не очень наполнены, зато основной «инструментальный» бас ясен и приятно задемпфирован. Так что перед нами один из немногих недорогих усилителей, способных справиться как с роком, так и с классикой.
Отличается очень высокой детальностью как в верхней середине, так и выше по диапазону. Бас весьма подробен. Нет явных признаков нарушенного тонального баланса.
Не выдающееся гармоническое разрешение в нижней середине. Источники в сцене слегка раздвоены по глубине.
Рок, блюз, джаз, классика — вот предпочтения данного аппарата. Вокальная, акустическая и электронная музыка в исполнении RA-01 впечатляет меньше.
Rotel RA-01 представляется нам разумным выбором для тех, кто ищет в аппаратуре прежде всего музыкальность, но не в состоянии заплатить больших денег. Здесь же все $395 инвестируются в хорошо поставленный, почти академичный звук. Еще одна «Рекомендация».
|
Автор: Руслан Тарасов
|
|
|