|
|
Статьи, тесты, обзоры
|
|
|
STEREO & VIDEO
Формирование окружающего звучания в многоканальных системах домашнего кинотеатра характеризуется массой нюансов, которые требуют отдельного обсуждения. Однако, на наш взгляд, можно выделить один общий момент, который многими аудиолюбителями (а в некоторых случаях и разработчиками), мягко говоря, недооценивается. Речь идет о так называемом разделении информации в многоканальных аудиосистемах. Что это такое, и почему этот параметр имеет особую важность в домашнем кино? Короткая предыстория... Наш слуховой орган бинаурален — два уха, нервная система и мозг как «блок обработки данных». Поэтому человек в состоянии с закрытыми глазами на слух сориентироваться в пространстве, определив направление на реально существующий или мнимый источник звука в горизонтальной плоскости с точностью до 3-5 градусов. Опережая события, подчеркнем, что наша способность локализовать источники звука и отслеживать их перемещения в значительной мере определяет степень вовлеченности в сюжет при просмотре кино с окружающим звуком... Многие, вероятно, сталкивались с ситуацией, когда, скажем, двухканальная система работает в монорежиме. Если пара громкоговорителей воспроизводит одинаковый сигнал, то звуковой образ локализуется строго между колонками, панорама превращается в неподвижную точку. Причина в том, что в данном случае нет разделения информации по каналам. В Hi-Fi-индустрии качество разделения оценивается по малости переходных искажений (Crosstalk, Channel Separation). Если звукорежиссер решил подать сигнал определенной амплитуды только на правый канал, то на левом желательно уменьшить след от правого. Пример с моносигналом показывает, что формально параметр Crosstalk здесь ужасно велик (ноль децибелов); в то время как сам стереотракт обеспечивает хорошее разделение между каналами. Заметим, что аналоговые аудиоисточники (проигрыватель грампластинок, FM-радиопри-емник, магнитофон) обычно дают разделение между каналами порядка -35 дБ. Цифровые DVD-Video-плейеры в этом смысле выгодно отличаются от «аналога». Но поскольку мы в итоге потребляем звук, а не «цифру», проблема с разделением каналов в системах домашнего театра не только не исчезает, но и обостряется. Как справляются декодеры многоканального звука с разделением информации? В начале восьмидесятых при строительстве кинотеатров широкое распространение получили системы окружающего звучания Dolby Surround. Кинопленка с парой звуковых каналов отличалась от стереофонической записи, поскольку дорожки несли дополнительную информацию для центрального и тылового каналов. С помощью профессиональной аппаратуры, разработанной компанией Dolby Laboratories, режиссеры научились «подмешивать» к стереозвуку актерские диалоги (центр) и эффекты (тыл). Однако главное достоинство такого воспроизведения заключается не столько в повышении разборчивости речевой информации и выделении музыкального сопровождения, сколько в реализации давней мечты кинорежиссеров: связать происходящее на экране со звуковым рядом так, чтобы зритель ощутил себя погруженным в действие. Эту возможность дают виртуальные (мнимые) звуковые образы, которые зритель воспринимает как объекты, движущиеся в пространстве кинозала. Четырехканальный формат Dolby Surround позволяет отследить перемещения объектов как по фронту (в экранной плоскости), и по глубине сцены (в зале), обеспечивая разделение информации между каналами на классическом аналоговом уровне (переходные искажения -35 дБ или около 1,5-2%). Домашняя реализация идеи в виде многочисленных версий декодера Dolby Pro Logic (Dolby Surround) быстро перекочевала в AV-ресиверы, AV-мини-системы и «театры в одной коробке». Основным источником программ стали записи кинофильмов на VHS-кассетах, для воспроизведения которых требовались и требуются до сих пор видеомагнитофоны класса Hi-Fi-Stereo. Однако борьба за повышение «иллюстративности» звуковой картины продолжалась, и в 1992 году вышел фильм Batman Returns, звуковая дорожка которого была записана в цифровом формате Dolby Digital (AC3). В отличие от матричного кодирования Dolby Surround, здесь был впервые реализован режим полного разделения шести информационных каналов (конфигурация 5.1). Не вдаваясь в подробности, отметим, что в процессе подготовки звуковой дорожки используется алгоритм сжатия АС-3 и оборудование Dolby Labs., которое дает потрясающее разделение каналов (до -100 дБ!) Дело — не в предельных цифрах (— 100 дБ — это проникновение одной тысячной доли процента информации из одного канала в другие). Важно, что даже при -40-50 дБ (0,3-1%) любой слушатель отмечает куда более четкую, чем в Dolby Surround, локализацию мнимых источников звука, отслеживает не только пространственные макро-, но и микроперемещения. Сегодня формат Dolby Digital 5.1 — общепризнанный стандарт, руководствуясь которым звукорежиссеры во всем мире готовят многоканальные саундтреки практически ковсем кинофильмам. Домашнее кино переходит на цифровой носитель — DVD-Video, где звук Dolby Digital 5.1 также стал базовым. Соответственно вся современная AV-электроника в обязательном порядке комплектуется DD-декодерами. Как и в случае с Dolby Pro Logic, массовое производство цифровых чипов привело к удешевлению AV-продукции, которая еще вчера казались эксклюзивной. Появились универсальные декодеры цифрового звука 5.1-, 6.1- и 7.1-форматов (Dolby Digital Surround EX/DTS ES), вышла обновленная версия аналогового Dolby Pro Logic II... Если фирмы-производители используют одинаковые алгоритмы и комплектующие (например, цифровые процессоры на больших интегральных схемах), то почему при прочих равных отличаются впечатления от многоканального звука разных систем? Как показывает практика, качество декодирования (глубина разделения и разброс значений, влияющий на симметрию) может меняться из-за особенностей топологии монтажных схем устройств, тонкостей согласования предусилителя с декодером, «завязок» по питанию цифровых и аналоговых цепей... Заметьте, мы не касаемся более значимых для слуха параметров настройки и усиления, акустики помещения и т.п. Подводя итог, попробуем проиллюстрировать нынешнюю ситуацию с разделением каналов в домашнем кинотеатре. Исследования переходных искажений параметр Crosstalk определялся в частотной полосе 20—20000 Гц для рабочих уровней сигнала) позволили выявить характерные величины и их отклонение для AV-аппаратуры, принадлежащей к разным типам и ценовым категориям. Данные получены в лаборатории STEREO&VIDEO по единой методике при тестировании AV-мини-систем, AV-ресиверов, «театров в одной коробке» и DVD-проигрывателей со встроенными декодерами. Высокое разделение каналов обходится дорого — факт (см. таблицу).
|
|
AV-мини-системы, AV-ресиверы, DVD-лейеры $200-300 |
AV-мини-системы, AV-ресиверы, DVD-плейеры, "театр в одной коробке" $330-500 |
AV-ресиверы, AV-процессоры, "театр в одной коробке" $500-1000 |
AV-ресиверы, AV-процессоры $1000-2000 |
AV-ресиверы, AV-процессоры>$2000 |
примечание |
Dolby Pro Logic |
20-30 дБ |
30-40 дБ |
35-45 дБ |
- |
- |
В дорогих категориях матричный DPL реализован в цифровом виде |
Dolby Pro Logic II |
25-30 дБ |
30-40 дБ
|
35-45 дБ |
40-45 дБ |
40-45 дБ |
По разделению каналов DPL и DPL-II практически не отличаются |
Dolby Digital |
40-50 дБ |
50-60 дБ |
55-65 дБ |
55-70 дБ |
60-70 дБ |
Декодеры в DVD-плейерах дают разделение 50-55 дБ |
Dolby Digital Surround EX Matrix 6.1 |
- |
50-60 дБ |
55-65 дБ |
55-65 дБ |
60-70 дБ |
Матричное выделение информации для центрального тылового канала дает -40дБ |
Dolby Digital THX Surround EX 7.1 |
- |
- |
- |
55-65 дБ |
60-75 дБ |
ТНХ-сертификация ужесточает требования к параметру Crosstalk |
Hi-Fi Stereo (усилители, CD-плейеры) |
60-80 дБ |
70-90 дБ |
90-100 дБ |
90-110 дБ |
>110 дБ |
Переходные искажения, минимальные для стереоусилителей, выполненных по принципу Dual-Mono |
Однако можно утверждать, что сегодня даже бюджетная техника с цифровыми декодерами дает разделение на уровне-50-60 дБ, да и матричные декодеры, включая новейший Dolby Pro Logic II, достигли отличных показателей (—40 дБ). Остается открытым вопрос: почемулишь очень немногие производители указывают параметр Crosstalk в технических данных на AV-аппаратуру? Заинтересованным читателям рекомендуем обращать внимание на объективную информацию, которую мы добываем в лабораторных условиях и публикуем в соответствующих статьях о технике домашнего кинотеатра.
Автор: Сергей КЛОБУКОВ Источник: STEREO & VIDEO, сентябрь/2002
|
Автор: Сергей КЛОБУКОВ
|
|
|