|
|
Статьи, тесты, обзоры
|
|
|
www.hifi-online.ru
Когда в начале 21-го века рыночные позиции high-end бренда Mark Levinson сильно пошатнулись из-за реорганизации, затеянной в родительской компании, одним из тех, кто успел воспользоваться открывшимися на рынке возможностями, оказалась компания Classé Audio. Основанная в 1980 году инженером Дэйвом Райхом (Dave Reich, сегодня - в Theta Digital) и ведомая с середины 1980-х инженером-предпринимателем Майком Вигласом (Mike Viglas), эта канадская фирма - производитель электроники - high-end усилителей и предусилителей серии Omega, всегда производила хорошее впечатление на авторов Stereophile, а ее SACD-плеер Omega (обзор которого сделан Джонатаном Скуллом - Jonathan Scull в ноябре 2001) был вообще первым подобным продуктом, попавшим на наши страницы от компании из Северной Америки.
В 2001 году Classé стала частью B&W Group. Первым результатом усилий нового владельца стала серия аппаратов Delta, которая отличается уникальными закругленными формами передних панелей, переходящих в боковые и выполненными из алюминиевого массива. (На самом деле они делаются изгибанием экструдированного U-образного профиля, что, если подумать о технологии, должно быть, очень трудно сделать без коробления). Новый плеер cdp-202 ($6500) представляет попытку Classé вывести на рынок действительно референсный CD-плеер, с аудио схемотехникой лучшей, чем у более раннего, но похожего на него cdp-102.
cdp-202
Хотя в пресс-релизе от апреля 2006 cdp-202 описывается как "CD-плеер", он может воспроизводить все существующие форматы дисков, кроме SACD. Когда я посетил Classé в Монреале осенью 2005 года, я спросил Майка Вигласа, почему он отказался от SACD, и он объяснял это тем, что такая мера значительно расширяет выбор транспортных механизмов для привода. Если бы возможность чтения SACD была включена, чтобы сделать cdp-202 подлинно универсальным плеером, тогда остался лишь узкий круг поставщиков приводов, что могло бы в будущем ограничить возможности Classé по выпуску плеера. Опустив чтение SACD, Classé смогла использовать механику DVD-ROM, выпускаемую в стандартном форм-факторе. В результате они выбрали транспорт TEAC, который по заверениям Classé обладает прекрасными характеристиками при работе с дисками и повышенной надежностью. Диски загружаются в щель на передней панели, которая подсвечивается синим светом при отсутствии диска внутри.
Когда я распаковал cdp-202, первое, что бросилось в глаза – это очевидное отсутствие кнопок для управления. Есть три черных кнопки, с надписями Standby, Menu и Eject, но нет ни одной привычной для навигации и управления транспортом. Загадка разрешилась сразу после включения плеера. Слева от щели для загрузки диска имеется LCD дисплей, который загорается для индикации статуса диска и плеера. При первом включении в розетку появляется белая надпись на черном фоне, свидетельствующая, что происходит инициализация плеера, а затем экран темнеет, и светодиод LED на кнопке Standby загорается синим, показывая, что cdp-202 в режиме standby. Когда плеер выводится из режима standby, белый логотип Classé плавно затухает на синем фоне. Затем логотип сменяется изображением диска и словами "PLEASEWAIT," потом "INSERTADISC." После того, как диск вставлен, на экране появляются либо обычные кнопки управления диском (CD) или же выводится меню диска (DVD). LCD дисплей – это сенсорный экран, с помощью которого вы можете проиграть CD или продвигаться в меню DVD (пульт также есть в комплекте).
Кнопка Menu позволяет владельцу индивидуализировать работу с плеером в части программирования диска, яркости дисплея, видео команд, триггерных 12-В сигналов, а также будет ли на цифровом выходе PCM с CD дисков, конвертированный PCM с DVD-Video дисков, или исходный поток данных с DVD для подачи на внешний процессор окружающего звука или A/V ресивер для декодирования Dolby или DTS, а также задания уровней громкости и приглушения звука на аналоговых выходах cdp-202. (Можно задать обход регулировок громкости, это то, что я использовал при прослушивании.) Кнопка Menu позволяет также обновить ПО плеера с помощью файлов, скачанных с сайта Classé.
Технологии
За акустически демпфированной, анодированной в черный цвет передней панелью, на четырех печатных платах находится схемотехника cdp-202: главная плата – во всю ширину корпуса, на которой расположены цифровые аудио выходы, цепи управления и блок питания; на малых платах (daughterboard) находятся аналоговые видео и аудио выходы; еще одна небольшая плата содержит видео декодер, созданный на базе микросхемы Cirrus CS98200 DVD-процессора, обрабатывающий DVD-Audio, Dolby Digital, DTS, MP3, и AAC аудио сигналы, а также исполняющий функции видео ЦАП.
Выходные данные CD с транспорта или декодированные данные с декодера Cirrus DVD направляются на микросхему Xilinx Complex Programmable Logic Device (CPLD), установленную на многослойной печатной плате аудио, которая подвергает цифровые аудио данные передискретизации до 24-битовых слов и 192 кГц, а также перетактирует данные с помощью локального тактового генератора, стабилизированного кварцем, перед выдачей на ЦАПы. Они реализованы на двух микросхемах Burr-Brown PCM1792, включающих цифровые фильтры с 8x-передискретизацией; по одной стерео микросхеме DAC используется для левого и правого каналов, при этом работают они в дуальном-дифференциальном режиме и по полностью балансной схеме вплоть до выходных аналоговых разъемов. Небалансные аналоговые выходы Left и Right получаются от отдельного сигнального пути, где используются отдельные микросхемы ЦАП PCM1792 DAC. Вся обработка аналогового аудио реализована на высококачественных операционных усилителях с входами на полевых транзисторах (FET-input) Burr-Brown OPA627.
Звучание
Последний продукт Classé, который я прослушивал на своей системе был CD-плеер CDP-10 ($2000), а было это опубликовано в сентябрьском номере Stereophile 2003. Хотя я посчитал, что его басам немного недостает весомости и разрешения по абсолютному счету, все это для меня было с лихвой компенсировано высокими без каких-либо признаков гранулированности HDCD. В отличие от того плеера, cdp-202 не умеет декодировать HDCD диски, что конечно стыдно, учитывая великолепное качество записей вновь ожившей фирмы Reference Recordings, таких как новый диск Keith Lockhart, дирижирующего симфоническим оркестром Юта (Utah Symphony) в исполнении произведений Бернстайна Bernstein и Рахманинова Rachmaninoff (RR-105). Тем не менее, это был первый CD, который я воспроизвел на Classé, и мое первое впечатление от cdp-202 бало такое же, как от CDP-10, т.е. великолепные высокие без каких-либо признаков гранулированности.
Сегодня моей любимой оркестровой записью является SACD с Новозеландским симфоническим оркестром - New Zealand Symphony's – произведения Vaughan Williams, под управлением дирижера James Judd. У меня она есть на SACD (Naxos 6.110053), но для этой статьи я приобрел DVD-A версию (Naxos 5.110053). Classé по умолчанию выбрал MLP-кодированные данные на DVD-A, а я - трек 2, рапсодию Norfolk Rhapsody, с помощью экранного меню. (Оно настолько удобно, что вам не требуется никакой внешний дисплей, чтобы ориентироваться в меню DVD-A). Скрипки были шелковисто гладкими, в общем звучании чувствовались весомые низы – ощущение было такое, будто перед вами открылось чистое окно с видом на сцену, где шла запись.
Следующим был диск DVD-V Роберта Сильвермена Robert Silverman, исполняющего концерт для фортепьяно Рахманинова - Rachmaninoff's Piano Concerto 3 в Мехико, записанный вживую без какого-либо редактирования в начале 1990-х для телепередачи (доступен на сайте www.robert-silverman.com). И хотя в видео зоне диска имеется только звуковая дорожка в Dolby Digital, и на ней присутствует более явное шипение, фон и шум публики, чем можно ожидать от коммерческой записи, звучание было богатым и убедительным в исполнении cdp-202. Игра Боба весьма «мускулистая», когда это требуется и всегда - лиричная. Вернувшись к диску Naxos Vaughan Williams, плеер Classé распознал его когда я вставил в слот, и переключился обратно на зону Audio, позволив мне возобновить воспроизведение с того места, где я остановился, прежде, чем перейти к DVD-V с Silverman. (Некоторые старые DVD-A плееры недоумевают, какую зону они должны читать, когда им встречаются диски разных форматов: DVD-V и DVD-A) Кнопка Info на пульте cdp-202 позволяет вам увидеть (на LCD-дисплее плеера) что именно вы слушаете.
Хватит видео. Теперь ставим двухсторонний диск – DualDisc Брюса Спрингстина Bruce Springsteen's The Seeger Sessions (Columbia 82876 82867-2) в щель cdp-202—не без опасений, т.к. ранние механизмы щелевой загрузки были несовместимы с DualDisc, которые чуть толще CD. Не волнуйтесь; cdp-202 распознал этот диск — т.к. я вставил его DVD стороной вверх. (Хорошо, что напечатка вокруг центрального отверстия двухстороннего диска совсем крошечная!) Я выбрал PCM Stereo с помощью экранного меню и наблюдал и слушал за созданием «документации», прежде чем перевернуть диск для воспроизведения стороны CD. Вновь высокие частоты на этой довольно перенасыщенной записи были гладкими, а басы весомыми. Однако при сравнении с равным по классу D/A процессором Mark Levinson No.30.6 , на который был подан цифровой выход с Classé, я почувствовал, что cdp-202 не «копает так же глубоко» или не имеет столько разрешения по фронтам записанных на этом диске двойных басов, как отдельный, выносной DAC. Однако даже этот довольно шумный и хриплый диск все еще звучал более приятно на высоких.
Один из недостатков формата DualDisc заключается в том, что целостность данных на CD стороне приносится в жертву ее толщине, чтобы суметь наклеить на обратную сторону DVD. Даже с такой совершенной системой коррекции ошибок, как у Classé, на CD стороне диска SeegerSessions' были слышны выпадения.
Одни из немногих дисков DVD-A, который выдает предельно ясный, 24-бит/96 кГц сигнал – это переиздание в высоком разрешении (Hi-Rez Music's reissue) классического произведения трио Рея Брауна (Ray Brown) Trio's classic SoularEnergy (HRM 2011). Плеер cdp-202 воспроизвел 96 кГц - и 192 кГц –семплированные стороны этого двухстороннего DVD без проблем, при этом цифровой поток 96 кГц был доступен на обоих. И вновь Classé презентовал нам сочетание более приятных высоких и немного менее протяженных низких частот, чем No.30.6.
Сравнение с плеером Ayre
Моим референсным плеером для CD и DVD-Audio сегодня является универсальный Ayre C-5xe ($5000), который я купил, прочитав статью Wes Phillips в июльском номере 2005 года. Для сравнения я сопоставлял выходы плееров Classé и Ayre с точностью до 0.1dB на 1 кГц, используя функцию регулировки смещения - Offset на входе предусилителя Mark Levinson.
Начиная с референсного трека - Mozart Flute Quartet на диске Editor'CD, (STPH016-2)s Choice, плееры Ayre и Classé звучали поразительно похоже. Оба имели менее выступающие вперед средние, чем Levinson DAC,оба обладают приятными и гладкими высокими, оба передают акустику аудитории Santa Fe's St. Francis Auditorium в равной мере. Но при боле продолжительном прослушивании, я начал подозревать, что у cdp-202 немножечко больше энергии в самой верхней октаве, чем у C-5xe. Но всего лишь чуть-чуть больше.
Это ощущение затем подтвердилось первый раз при воспроизведении "Cry Me a River," с диска SoularEnergy DVD, затем во время передачи версии 24/96 записи Dusty Springfield's "The Look of Love," со звуковой дорожки CasinoRoyale (HDAD/DVD, Classic HDAD 2007). Канадский плеер обладает слегка лучшим качеством передачи вуали или дымки в голосе Спрингфилда (Springfield); в то время про как колорадский плеер можно сказать, что у него в верхней октаве немного меньше воздуха. Все это касается перепадов и окольных путей. Если Ayre возможно слегка подчеркивает тело звуков, то Classé – их атаку (передние грани). Что бы я предпочел? Тот из них, который я слушал в каждый из моментов.
Я завершил сравнение воспроизведением на обоих плеерах диска CD-R с мастера моей новой записи Cantus, ThereLiestheHome, которая должна выйти в сентябре. Я приложил немало сил, чтобы сохранить чувство пространства в записи, сделанной в июне 2005 в городе Sioux Falls в павильоне Вашингтона с прекрасной акустикой (Washington Pavilion). Оба плеера сумели передать ощущение пространства, окружающего мужские голоса и виолончель в произведении Brian Arreola's "Break, Break, Break." Однако cdp-202, несмотря на немного выдвинутую вперед презентацию, звучал слегка лучше при разделении музыкальных мотивов этого, довольно плотно структурированного произведения. И оба плеера преуспели в контрастировании соло баритона Kelvin Chan с партией фортепьяно в сюите Sir Charles Stanford's SongsoftheSea.
Подводя итоги
Оставляя в стороне завораживающий облик плеера—который вы можете полюбить или возненавидеть—можно сказать, что Classé cdp-202 предлагает чрезвычайно дружественный интерфейс и превосходное звучание для дисков всех форматов, кроме SACD. Важно для вас это упущение или нет, зависит от состава вашей коллекции дисков, или же, насколько важна для вас возможность получить все, что можно, как от CD, так и от все возрастающего числа дисков DVD-Videos с живыми концертами. А еще, вы наверняка полюбите его сенсорный экранчик и удобный интерфейс для управления. Очень здорово, Classé. Очень здорово.
1: Технические характеристики
Описание:
Однокорпусный, двухканальный, CD/DVD-плеер со щелевой загрузкой, с управлением от пульта и сенсорного экрана, с балансными и небалансными аналоговыми выходами, с тремя цифровыми аудио выходами (AES3 на XLR и S/PDIF на RCA и TosLink), входами триггерного сигнала DC, двунаправленным портом RS-232 портами IR повторителей, с двумя видео выходами (композитным и S-video).
Поддерживаемые форматы: CD, CD-R, CD-RW, DVD-Video, DVD-Audio, DualDisc, MP3, WMA, AAC, Video-CD, S-VCD.
Максимальное выходное напряжение: 4 В балансный, 2 В небалансный.
Диапазон частот: 20 Гц–20 кГц, ±0.1дБ. THD+шум: 0.001% (уровень не приводится).
Отношение сигнал/шум: 110дБ типичное (уровень не приводится).
Разделение каналов: >110дБ. Джиттер тактового генератора: <200 пс.
Потребление: 72 Вт. Размеры: 17.5" (445mm) W х 4.75" (121mm) H х 16.5" (419mm) D. Вес: 26 lbs (11.8 кг). Серийный номер протестированного аппарата: 1830053.
Версия ПО: 1.06. Цена: $6500.
Ориентировочное число дилеров: 90. Производитель: Classé Audio, 5070 Franбois-Cusson, Lachine, Quebec H8T 1B3
2: Система для тестирования
AC: PS Audio Lab, Shunyata Anaconda Helix Alpha, manufacturer's own. Аксессуары: Target TT-5 стойка; Ayre Myrtle Blocks; ASC Tube Traps, RPG Abffusor панели; PS Audio Power Plant 300 при 90 Гц (только для предусилителей и плееров), Audio Power Industries 116 Mk.II & PE-1, APC S-15 AC сетевые кондиционеры (не для усилителей мощности); Питание AC от двух выделенных 20A фидеров, каждый всего в 6' от сетевого автомата, Mark Levinson No.33H запитаны от разных линий. — John Atkinson
3: Результаты измерений
На выходных балансных разъемах Classé cdp-202's имеется максимум 3.8 В как от CD, так и от DVD, на небалансных RCA - 1.915 В, что на 0.4dB ниже стандартного для CD уровня 2 В RMS. Импеданс источника был ниже 100 Ом на небалансных разъемах, 596 Ом на балансных разъемах. Полярность сигнала не инвертируется как на балансных выходных разъемах, так и небалансных разъемах, что означает, что на XLRs на штырек 2 подан плюс, это рекомендовано AES. RME's DIGIcheck на моем PC, показал, что маркированным флагами ошибок или заметных на слух щелчков не было до тех пор, пока зазоры на спирали данных с тестового диска Pierre Verany test CD не превысили по длине 2 мм. Это превосходная работа системы коррекции ошибок. Интересно, что DIGIcheck индицировала все 24 бита в цифровом выходе Classé активными, даже при воспроизведении CD.
У плеера Classé также низкий уровень гармонических искажений. На Fig.7 показан FFT-спектр его выхода при воспроизведении тона 24-бит/1 кГц с DVD.
Шумовой порог - плоский при возрастании частоты на этой диаграмме, и на самом деле это шум спектроанализатора, а не плеера. Однако, очень небольшое количество помех от источника питания все же характерны для этого плеера, так же как и гармоники низких порядков, которые можно заметить. Третья гармоника самая большая по уровню в левом канале на небалансном выходе, хотя она все еще лежит ниже –100dB и субъективно не воспринимается. В правом канале самой заметной оказалась вторая гармоника, однако она всего на уровне –103.5dB! Процент искажений THD на этой диаграмме (сумма всех гармоник, не включая шумы) составил 0.0014% в левом канале и 0.0008% в правом. Интермодуляционные искажения также чрезвычайно низкие, единственные продукты, видимые на fig.8 лежат ниже –100дБ (0.001%). Балансные выходы показали в этих тестах еще лучшие результаты (не приведены).
Я оценивал подавление word-clock джиттера плеером cdp-202 с использованием анализатора Miller Audio Research. При воспроизведении CD-R с синусоидой высокого уровня, 16-bit/11.025 кГц смешанной с прямоугольной волной 229.5 Гц, LSB-уровня (обе частоты являются точными целыми долям частоты дискретизации), cdp-202 показал боковые выбросы джиттера, равные 315 пикосекунд (peak–peak), измеренные на небалансных разъемах. И хотя это вдвое выше, чем у самых лучших плееров, которые побывали в этом тесте, это все еще очень малый уровень в абсолютных показателях. На Fig.9 показан узкополосный спектральный анализ порога аналогового шума плеера Classé при воспроизведении диагностического сигнала с CD. Боковые пики, связанные с данными (красные числовые маркеры) близки к остаточному уровню в сигнале, почти весь измеренный джиттер порожден боковыми пиками неизвестного происхождения (пурпурные числовые маркеры). Узость центрального пика на этой диаграмме, который представляет тон 11.025 кГц, свидетельствует о том, что cdp-202 обеспечивает хорошее подавление низкочастотного случайного джиттера (пословного тактирования - word-clock jitter). (Обратите внимание на то, что, в то время как результаты этих измерений отличаются от заявленного в паспортных данных cdp-202 значения <200ps, корреляция между различными методами измерений мала. Мои результаты можно сравнивать с другими измерениями, лишь при проведении их идентичным способом.)
Подводя итоги, можно сказать, что Classé cdp-202 показал превосходные результаты измерений, что позволит извлечь максимум из дисков CD и DVD.
— John Atkinson, журнал Stereophile, август 2006
Автор: Джон Аткинсон
|