|
|
Статьи, тесты, обзоры
|
|
|
www.hifi-online.ru
При сравнении новинок с предшественниками видна преемственность конструктива. Качество аппарата в немалой степени зависит от используемых элементов. В «тридцать пятой» на выходе стоит пара биполярных комплементарных транзисторов 2SA1943/2SC5200 фирмы Toshiba. Эта пара разработана специально для установки в выходные каскады усилителей с выходной мощностью до сотни ватт: максимальный ток коллектора транзисторов составляет 15 А. Включение двух транзисторов параллельно позволяет снизить рабочий ток каждого транзистора и работать в более линейных режимах, с меньшими искажениями. Также в этом диапазоне токов и насыщение транзисторов еще невелико, что является одной из причин, почему в усилителе выходная мощность на 8 и 4 Ом отличаются ровно в два раза. Еще одна важная деталь: необходимую мощность должен выдать трансформатор питания. Кстати, в реальных условиях крайне редко требуется длительное время получать максимальную выходную мощность с обоих каналов. Ведь даже если «врубить на полную», то максимальную мощность будут иметь лишь относительно короткие импульсы, а средний уровень всегда заметно ниже (по статистике для музыкального сигнала он составляет около 30% от максимального) и полной мощности от трансформатора не требуется. Поэтому очень многие производители усилителей занижают мощность трансформаторов. И если импульс относительно короткий, то напряжение питания поддерживается конденсаторами выпрямителя, но при более длительных импульсах (не говоря уже о длительной максимальной нагрузке) питание просаживается и выходная мощность снижается. В Exposure XXXV установлен внушительных размеров тороидальный трансформатор, который обеспечивает нормальное питание на предельных режимах.
Так что сам факт изменения в два раза выходной мощности при изменении нагрузки, с 8 до 4 Ом и свидетельствует о высоком качестве усилителя и очень грамотном выборе режимов его работы. Для защиты от перегрева выходных транзисторов установлена тепловая защита, срабатывающая при повышении температуры радиатора. Сглаживающие конденсаторы по питанию установлены в каждом канале, однако не только обмотка трансформатора, но и выпрямитель один на оба канала.
Для колонок установлены не привычные винтовые зажимы, а гнезда, куда можно вставить только «бананы», что практически исключает возможность короткого замыкания выхода. Есть такие же гнезда для подключения дополнительной акустики. Они предназначены только для подсоединения по схеме bi-wiring, поэтому дополнительный выход намертво запаян параллельно основному, и никакой коммутации не предусмотрено.
Один из линейных входов может стать входом проигрывателя грампластинок (LP). Для этого внутри корпуса надо установить дополнительную плату фонокорректора. Малый уровень сигнала с ММ-головки требует хорошего экранирования, потому кабели для LP-проигрывателей имеют клемму заземления, которая на усилителе соединяется со специальной клеммой корпуса. Что касается Exposure XXXV, то для нас так и осталось загадкой, почему сам вход для проигрывателя винила расположен с одной стороны, а клемма заземления с противоположного конца линейки разъемов? Ведь удобнее, когда они рядом. Но стоит ли расстраиваться из-за этого.
Для записи на внешнее устройство (магнитофон) есть один линейный выход. Кроме него, присутствует пара выходов предварительного усилителя. Они отличаются от линейных тем, что на них влияет регулятор громкости. Подключив к ним дополнительный усилитель мощности, вы получаете возможность подсоединения колонок по схеме bi-amping.
На ручках регулятора громкости и селектора входов для индикации положения предназначена светящаяся точка светодиода. Ее видно хорошо, но прочитать надпись на лицевой панели, какой источник подключен, с расстояния более пары метров уже непросто. Регулятор громкости выполнен традиционно с моторизованным приводом, чтобы иметь возможность управления с пульта.
Для селектора входов (если используется ручка, а не кнопки) обычно используется энкодер, то есть вращение ручки только указывает направление изменения, а уже по этим данным электроника переключает входы. Но в Exposure XXXV и селектор источников сделан с приводом от мотора, что встречается довольно редко.
Для CD-проигрывателя одним из важных элементов, отвечающих за качество модели, является преобразователь цифрового сигнала в аналоговый. В Exposure XXII используется ЦАП РСМ1704 хорошо известной фирмы Burr-Brown. Преобразователь РСМ1704 выполнен по БиКМОП технологии, позволяющей на одном кристалле получать как биполярные, так и полевые структуры. Разрядность входного цифрового сигнала до 24 бит, частота выборки от 16 до 96 кГц. Как видно, по частотным свойствам ЦАП не самый прогрессивный (ведь и 192 кГц уже давно не редкость), но очень качественный. В ЦАПе используются некоторые новационные идеи, но в основе преобразования используется старая добрая R-2R матрица резисторов, отличающаяся очень высокой точностью, благодаря еще и используемой лазерной подгонке резисторов. Разработчикам остается только в полной мере реализовать предоставленные возможности. В первую очередь, минимизировать внутренние помехи и шумы. С этой целью используется тороидальный трансформатор с отдельными обмотками для аудиокаскадов и CD-транспорта. Для улучшения стабильности питания отдельных узлов используется последовательное включение нескольких стабилизаторов напряжения питания. Специальные меры приняты и для снижения джиттера. Выходной сигнал можно взять и по цифре, но если это не используется, то цифровые выходы можно отключить совсем, чтобы исключить даже малейшую возможность их влияния на аналоговые схемы. Правда, для этого надо снять крышку корпуса, переключатель находится внутри. Также для минимизации влияния на звук предусмотрено и отключение дисплея. Кстати, вместо привычного тюльпана (этот разъем называется RCA) коаксиального цифрового выхода, в Exposure XXII установлен байонетный разъем BNC. Главное преимущество этого разъема — гарантированное значение волнового сопротивления, что необходимо для лучшего согласования с кабелем. Хотя это более критично для видеосигналов, а для цифровых потоков относительно небольшой частоты его применение, на наш взгляд, ощутимого выигрыша не даст. Конечно, на стоимости это не отражается, разъем недорогой, но некоторые неудобства при необходимости чтения цифры могут возникнуть вследствие меньшей распространенности BNC в бытовой технике.
Проигрыватель имеет музыкальный календарь на 20 позиций. Особенно календарь удобен при программном воспроизведении. Составление программы воспроизведения, конечно, не ахти какая сложная операция, да и востребована не всегда, тем не менее коль она есть, хотелось бы знать порядок работы с ней: как она составляется, как включить и отменить эту функцию. В инструкции об этом ни слова, видимо, проигрыватель рассчитан на технически более подготовленных пользователей, у которых подобные мелочи не должны вызывать затруднений.
Пульты у аппаратов одинаковые, каждый может руководить и усилителем и CD-проигрывателем. Но только фирменными моделями, управление аппаратами других фирм не заложено. Контрастные светлые надписи на черном фоне видны хорошо, но подсветки нет (чисто для музыкальных аппаратов подсветка неактуальна). Однако равномерное распределение идентичных по форме кнопок не способствует удобству общения. Немного облегчить ситуацию призвано выделение цветом некоторых групп кнопок. Но все же управление несложное, объем функций невелик, поэтому наладить контакт удается быстро. Аппараты не поддерживают дистанционное включение питания, поэтому с пульта это сделать нельзя.
Для достижения оптимального качества проигрывателя и усилителя требуется период начальной приработки в течение 48 часов. Более того, перед каждым прослушиванием рекомендуется 30-минутный прогрев.
В звучании сразу ощущается высокая детальность, точная прорисовка контуров, но не подчеркивание. Как на полотнах некоторых художников-натуралистов (с авангардным уклоном), пытающихся с фотографической точностью вычертить все мельчайшие, даже самые незначительные подробности. Очень хорошее построение сцены и отличное разделение инструментов, вокала между собой. Звучание легкое, без ощутимого спектрального подчеркивания. Корректное демпфирование на низких частотах, но раскатистые басы показались более выразительными, чем резкие.
|
Автор: Виктор Белов
|
|
|