|
|
Статьи, тесты, обзоры
|
|
|
Салон Audio Video
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХОВ
МЫ ЧАСТО ВОСТОРГАЕМСЯ ТЕМ, НАСКОЛЬКО МУЗЫКАЛЬНО И ИЗЫСКАННО СПОСОБНА ЗВУЧАТЬ КОМПАКТНАЯ ПОЛОЧНАЯ АКУСТИКА. НО МНОГИХ УДЕРЖИВАЕТ ОТ ЕЕ ПОКУПКИ ОДНО ОБИДНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: А ГДЕ ЖЕ БАС? А ВОТ ГДЕ!
ПРИЧУДЛИВО СКЛАДЫВАЕТСЯ КОНЪЮНКТУРА на рынке аппаратуры для музыкальных и видеоразвлечений. Пока домашний театр не вошел в моду, о сабвуферах не знали даже искушенные меломаны. Вернее, кто-то, может быть, и слышал что-то про эти штуковины, расширяющие диапазон в области низких частот вплоть до порога слышимости, но пристальным вниманием публика их как-то не жаловала. В ходу был куда более простой и эффективный принцип: хочешь добиться большого баса — выбирай большие колонки.
А ведь акустика, предназначенная исключительно для воспроизведения низких частот, появилась очень давно — как только на эстрадной сцене стали петь в микрофоны, а рок-группы начали играть «в электричестве». Правда, в том виде, к которому мы привыкли, активные сабвуферы стали выступать сравнительно недавно и по инициативе звукозаписывающих студий. Ну а когда их начали внедрять в кинотеатрах, то процесс тут же пошел дальше: Home Theatre, Car Audio, High End Audio, PC Multimedia... С наступлением многоканальной эпохи тяжелые ухающие коробки вдруг образовали большой и стремительно растущий сегмент рынка. Появились даже новые брэнды, которые ничем, кроме производства сабов, и не занимаются.
Впрочем, я не собирался углубляться в историю. Редакция завалена письмами, в которых спрашивается одно и то же: «Какой активный сабвуфер мне купить?» И даже тема кабелей, безраздельно занимавшая умы наших респондентов последние несколько лет, отошла на второй план, уступив первенство басу. Впору придумывать новую рубрику.
С сабвуфером для театральных систем все более-менее ясно. Там его назначение прописано черным по белому: «Канал низкочастотных эффектов». Читай — филигранной точности не требуется. А как выбрать аналогичное устройство для музыкальной системы? Система из двух стереоколонок и сабвуфера, которую стали называть «трифоник» (от англ. triphonic), лишь в теории выглядит просто. На практике же мы порой сталкиваемся с загадочными взаимосвязями и малоизученными явлениями.
Тот, кто уже экспериментировал с трифоником, подтвердит, что сабвуфер привносит не только дополнительное количество баса. Меняется буквально все: и звуковая сцена, и артикуляция, и телесность образов. Даже то, как мы воспринимаем высокие частоты, зависит от этой штуковины. Например, атмосфера концертного зала на обычных мониторах может передаваться формально, а с сабом она способна буквально материализоваться и едва уловимыми колебаниями воздуха передать нам массу дополнительной информации. Главная проблема в том, что велика вероятность получить и прямо противоположный эффект. В общем, трифоник — вещь серьезная, и подходить к ней с кондачка не стоит.
Для теста мы подобрали восемь пар высококлассных мониторов и столько же сабов, таким образом, чтобы стоимость комплекта составила $2 — 3 тыс. Звучание оценивалось сначала в традиционной стереосистеме, а затем в нее добавлялся соответствующий басовый компонент. При этом, добиваясь всеми доступными способами наилучшего согласования, отмечали возникающие перемены в звучании. Для теста мы задействовали интегральный усилитель Bryston B-60R ($2480), CD-проигрыватель Talk Electronics Thunder 3.1B ($2250), колоночные кабели Legacy TL Speaker Cable ($490) и межблочные Accuphase Super Refined Cable ($300). Из музыкального и тестового материала упомянем лишь те диски (и даже треки), составившие обязательную программу для проверки каждой системы на линейность и качество баса, точность настройки кроссовера и фазовое согласование: №№1, 2, 7, 8 с CD «NAIM Sample» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003); №№10, 11, 12, 17 с диска Technics/Panasonic Silence Technology; №№1 и 3 с пластинки Dead Can Dance «Into The Labyrinth» (Momentum/Virgin Music, 1993); №№6, 7 и 8 с «Led Zeppelin II» (Atlantis, 1969); №№3, 8 и 9 из оригинального саундтрека «Целевая Аудитория» (издан ограниченным тиражом при поддержке SAAB, 2004).
Bowers & Wilkins 705 + ASW700
НЕ СКРАДЫВАЮТ МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ, НЕ УМАЛЯЮТ «КРУПНЫХ ФОРМ» — МИКРО- И МАКРОДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ВЕЛИКОЛЕПНЫ.
705: сопротивление 8 Ом; диапазон 46 — 25 000 Гц (при неравномерности ±3 дБ); чувствительность 89 дБ; подводимая мощность 50 — 120 Вт; размеры 420 х 222 х 290 мм; масса 19 кг.,p> ASW700: диапазон 22 — 110 Гц (при неравномерности ±3 дБ); мощность встроенного усилителя 500 Вт; размеры 347 х 340 х 408 мм; масса 26,5 кг.
ЗНАКОМСТВО. Акустику авторитетной британской компании B&W отличить не сложно. Лицевая панель плавно перетекает в верхнюю, а на изгибе установлена пищалка с металлическим 25-миллиметровым куполом (аналогичная той, что используется в колонках топ-класса Nautilus). Мидбасовый динамик диаметром 165 мм имеет жесткий диффузор из кевлара на резиновом подвесе. Под драйвером на передней панели находится выход фазоинвертора с запатентованной воронкообразной формой Flowport. Благодаря двум парам клемм сигнал к каждой секции мониторчков 705 можно подключить отдельно. Разделение полос осуществляется на частоте 3,7 кГц.
Активный саб — типичный «закрытый ящик» с 250-миллиметровым драйвером, но драйвером не совсем обычным. Внешне ничем не примечательный и бумажный с виду диффузор с обратной стороны усилен кевларом и рассчитан на работу с огромными амплитудами. Настораживает то, что ASW700 лишен высокоуровневых входов. Зато по линейным соединениям коммутационные возможности расширены: есть выходы для подключения усилителя мощности и выходы для дополнительного саба (для систем со стереобасом). Причем переключением Low-Pass Filter In/Out сабвуфер можно перевести из режима регулировки верхней частоты кроссовера по входу (предпочтительно для стерео) в режим ограничения НЧ в выходном сигнале (пригодится для домашних театров, где частота среза задается ресивером).
Из регулировок слушателю доступны стандартные чувствительность и частота среза кроссовера (в пределах от 40 до 140 Гц). Есть переключатель фазы (дискретный). И это не все. Переключателем «EQ» меняется форма АЧХ. Режим «А», как самый линейный, должен лучше подходить для стереосистем. В положение «B» ASW700 стоит переводить в том случае, если надо получить максимальное звуковое давление и избежать перегрузки — самые низкие частоты будут слегка ограничены. Будущему пользователю рекомендуем перед экспериментами с настройками внимательно изучить инструкции на русском языке — таких толковых советов вы не найдете ни в каком другом «мануале».
СЛУШАЕМ. Новенький непрогретый комплект звучит черство. Вокалу не хватает жизни, верх резок, басы условны, стереокартинка недостаточно глубока. Но уже спустя пять-шесть часов колонки разыгрываются. Воспроизведение в среднечастотном диапазоне начинает увлекать информативностью, дисканты обретают должную чистоту, звуковое пространство становится глубже. Тональный баланс мониторов, если оценивать звучание в середине и высокочастотной области, очень близок к нейтральному. Системы не скрадывают мелкие детали, не умаляют «крупных форм» — микро- и макродинамические качества великолепны. Проблемы остаются лишь в нижнем регистре: басы недостаточно наполнены, голоса бестелесны. Здесь, правда, следует сделать оговорку. Сами по себе «семьсот пятые» могут развить приличную динамику по басу, если их установить ближе к стене. А если не сами по себе, с сабвуфером?
Жаль все же, что у ASW700 нет высокоуровневых входов. Пришлось довольно долго возиться с настройками, правда, и результат превзошел ожидания. Во-первых, удалось добиться хорошего согласования на достаточно высокой частоте среза кроссовера (больше 100 Гц) — звуковые образы стали телесными и осязаемыми, в сцене проявилось отличное разделение по планам. Во-вторых, «увесистость» и сногсшибательную динамику обрели и самые низкие частоты. Вот только наилучшего согласования я достиг с ограниченными субнизкими частотами («EQ» в положении «B»). В рекомендованной для стерео позиции бас становился более инерционным, грузным и менее четким.
Bowers & Wilkins 705 ($1400) Bowers & Wilkins ASW700 ($1600)
Прежде чем приступить к определению отличников, сделаем оговорку: лучшие компоненты в тесте и лучшие трифонические системы — это не одно и то же.
В тесте лишь три системы показали почти идеальную согласованность: комплект Legacy Studio/Thumper, Ruark Etude/Log-Rhythm 150 и PMC DB1/ MJ Acoustic Reference 150. Поэтому нам представляется правильным поощрить компоненты по отдельности — каждый в своей категории.
Из мониторов с одинаковым успехом подойдут и для трифоника, и для стереосистемы B&W 705, Spendor SP3/1P и Jamo D 830. Первые две модели сопоставимы по цене, но отличаются по конструкции: B&W — это плод современных технологий и компьютерного моделирования, а SP3/1P — вещь, вобравшая в себя опыт конструкторов и их любовь к музыке. Явного перевеса на чьей-либо стороне нет. Для эталонной системы мы бы, например, не задумываясь выбрали 705-е, для себя — классику Spendor. Вот за то, что SP3/1 уже много лет дарит меломанам удовольствие, присуждаем ей Grand Prix. Надеемся, что когда-нибудь классикой станет и модель 705, которой мы отдаем нашу «Рекомендацию». За Jamo D 830 придется заплатить несколько больше, но качество исполнения этой системы того заслуживает. Вот еще одна «Рекомендация».
Определенность есть и с сабвуферами. Тройка лучших: B&W ASW700, MJ Acoustic Reference 150 и Ruark Log-Rhythm 150. Велик соблазн дать главную награду самому недорогому изделию, но если сопоставить все потребительские свойства, учитывая не только музыкальность, но также настроечные и коммутационные возможности, то наилучшим является, безусловно, Log Rhythm 150. У MJ Acoustic Reference 150, например, есть некоторые проблемы с низким басом, а у B&W ASW700 ограничены возможности для интеграции в обычную стереосистему (нет высокоуровневых входов). Последним — по «Рекомендации», а сабвуферу компании Ruark — заслуженный Grand Prix.
|
Автор: Руслан Тарасов
|
|
|