Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Тест B&W 703 на Stereo.Ru (2003)
www.stereo.ru

Весной этого года стало известно о намерениях Bowers&Wilkins ввести в строй новую серию. А летом «первая ласточка» семисотой в лице полочной ее представительницы появилась в редакции S&V (август, 2003). С листопадом и холодами на российский рынок поступил уже весь набор компонентов нового модельного ряда. Наименование серии — 700 — указывает на ее положение в структуре модельного ряда британской компании — это ступенька между доступной широкому кругу аудиолюбителей шестисотой и High End-линией восьмисотых «наутилусов». Ранее здесь обитала CDM NT, акустике которой было посвящено немало добрых слов в специализированных изданиях, включая Stereo&Video. Много общего в представителях CDM и 700-й, но немало и серьезных различий, обусловленных не только поступательным развитием фирменных технологий, но и некоторой коррекцией идеологии. По идее, которой и руководствовались разработчики, статус семисотой серии должен быть выше того, которым обладала CDM — ближе к уровню топовой восьмисотой. Новую линию на сегодняшний день образуют семь моделей, среди которых два напольника — 703 и 704. Роль лидера исполняет трехполосная 703, знакомству с ней мы и посвящаем данный материал.


Действительно, по всем признакам 703 «дышит в затылок» младшим напольникам восьмисотой — 803, 804. Прежде всего это касается ее электродинамического оснащения. Однако не следует думать, что те или иные динамики 703 «один в один» скопированы с драйверов, скажем, 803. И хотя все головки имеют прямое родство с установленными на восьмисотых (равно как и динамики флагмана CDM NT — CDM 9NT), каждая из них разработана специально для новой модели ввиду вышеупомянутой задачи — выйти на новый по отношению к CDM уровень качества. На B&W отлично понимают, что только грамотно построенные контрольно-измерительные процедуры дают шанс получить оптимальное конструкторское решение. Так, при работе над динамиками для серии 700 использовались оригинальные методики Клиппела, с помощью которых можно не только оценить величину нелинейных искажений, но и установить вклад конкретных механизмов их возникновения в общий уровень нелинейности данного драйвера. Информация такого рода для конструктора просто бесценна. В итоге был выработан комплекс мер по модификации магнитной системы, который позволил сравнительно простыми средствами добиться, судя по заявлению разработчиков, весьма существенных результатов. В частности, похоже (судя уже по нашим данным), удалось серьезным образом повлиять на такое очень неприятное проявление нелинейности, как интермодуляционные искажения, ослабляющие детальность сложных звуковых образов. Конструкция «наутилусового» высокочастотника, в той или иной мере воспроизводимая почти на всех моделях акустики B&W, — одно из наиболее ценных достижений компании. Напомним: тыльная сторона металлической купольной диафрагмы излучает в основание заполненного поглотителем волновода, сечение которого уменьшается по экспоненциальному закону; это остроумное решение направлено на достижение симметрии волновой нагрузки на мембрану (излучатель «думает», что сзади у него такое же безграничное пространство, как и спереди). Высокочастотник помещен в обтекаемый корпус, черное забрало из мелкоячеистой металлической сетки можно снять. Магнитная система неодимовая, катушка намотана алюминиевым проводом. Излучающая часть СЧ-головки изготовлена по фирменной технологии FST (Fixed Suspension Transducer): вместо привычного с полукруглым профилем резинового подвеса — тонкое узкое кольцо из вспененной эластичной полимерной массы, свойства которой позволяют снизить амплитуду отраженной паразитной изгибной волны, возникающей даже на кевларовых диффузорах; что, в свою очередь, способствует расширению поршневых полномочий мембраны. Кстати, о кевларе: факт широкого распространения этого материала в акустике не означает, что всем его использующим фирмам удается достичь значимых результатов. B&W — одна из немногих компаний, сумевших (технология плетения, ориентация нитей, количество и качество добавок: резины, ПВА-компаунда) в полной мере воспользоваться реальным его потенциалом (во многом благодаря грамотно выполненным измерениям). Диффузоры двух басовиков — из бумажно-кевларового композита. Бумага по-прежнему остается незаменимым низкочастотным тружеником, особенно если аккуратно скорректировать ее свойства. Одно из основных внешних отличий 703 от прототипа CDM 9NT — плавный переход лицевой панели в верхнюю, которая, закругляясь, сопрягается с тыльной на уровне чуть выше линии фронтального изгиба. Заданный профиль снижает уровень дифракционной помехи в относительно широком диапазоне частот, чего совершенно невозможно требовать от простого «скругления» острых граней на стыке двух плоских панелей. Акустические и эстетические достоинства такого решения окупают немалые трудности его воплощения, причем, заметьте, в серийном варианте. Лицевая и верхняя панели действительно — одно целое: лист толстой многослойной фанеры изгибается при содействии высокой температуры строго определенным образом точными станками на недавно приобретенной британцами датской мебельной фабрике, где изготавливаются все корпуса элитной акустики Bowers&Wilkins. Внутренний объем оформления разделен на две части — низко- и среднечастотную — горизонтальной перегородкой. Неотъемлемым атрибутом всей акустики B&W является испещренный полусферическими углублениями фазоинверторный порт, снижающий уровень характерной высокочастотной помехи, обусловленной турбулентностью воздушного потока. Нельзя умолчать о безукоризненном качестве облицовки древесным шпоном, причем покупатель сможет выбрать из пяти вариантов: черный ясень, розовый орех (наш вариант), орех, вишня, клен. Лакировка выглядит как дорогая шеллачная политура, ее довольно толстый слой нивелирует естественные неровности текстуры шпона. Иными словами, внешние данные 703 при любых углах зрения не противоречат заявленному статусу.


А звук? Музыка — мерило технических премудростей, вложенных в аппаратуру. Шопен; за роялем — Артур Рубинштейн, один из выдающихся мастеров ушедшего поколения. В строгой академической манере передает пара звучности короля инструментов. Образ проработан исключительно тонко; кажется совершенно безупречным тональное соответствие его натуральному прототипу. Легчайшее тембральное расслоение наблюдалось только при передаче нижних регистров рояля, что воспринимается как легкая неровность интонировки (особая, проводимая мастером-настройщиком процедура выравнивания звуков инструмента по громкости и тембру) нижних октав. Но средний и верхний регистры превосходны: все здесь естественно, воздушно, пластично; система способна показать всю красоту обертоновых шлейфов, не укорачивая их, как это делает акустика с обедненной микродинамикой. Запись исполнения такого уровня — это всегда особый тип музыкального высказывания, довольно интимного и глубоко содержательного. Суть сказанного мастером материализуется в предельно хрупком комплексе мелочей, игнорирование которых — весьма распространенное явление и для техники данного ценового уровня. Но только благодаря сохранению этого «культурного слоя» может возникнуть коммуникативная нить с исполнителем. 703 этой способностью обладают. Их звучание вполне можно назвать аутентичным. При демонстрации крупных симфонических образований, камерных форм, джазовых композиций (малые составы и биг-бэнды) проявляется еще одно ценное дарование системы: пара почти всегда корректно противопоставляет объекты выстроенной звукорежиссером диспозиции «основной источник — фон». Вот на авансцену выдвигаются мощные «железные» риффы бас-гитары, клавишные и ударные деликатно отступают назад, дают место лидеру, тогда как та же ситуация совершенно иначе трактуется иной парой, чей класс ничуть не ниже — те же звуковые объекты оказываются как бы в одном динамическом слое. Еще свидетельство динамического совершенства. Звучат оркестровые фрагменты из «Макбета» Дж. Верди. Два коротких, острых, четко артикулированных аккорда всего оркестра (tutti) на фортиссимо (макродинамика) разделяют паузы, в которых явственно слышна очередность растворения в зале отзвуков различных оркестровых групп — последними «уходят» большой барабан и литавры (микродинамика). В минуты «вовлеченности» замечаешь, как сильно мешают мельчайшие посторонние призвуки: шорох вентилятора в соседней комнате, потрескивание компьютерного винчестера — очень показательный момент… Красив бархатный, объемный, с напором бас. Возможно, кому-то он покажется недостаточно глубоким, но в данном случае трудно представить такую его модернизацию, при которой не пострадала бы гармоничная целостность всего звукового здания.


Бесспорно, в своем классе 703 уверенно претендует на лидирующие позиции, в первую очередь — благодаря роскошному динамическому потенциалу, позволяющему исключительно детально прописывать самые сложные, многослойные звуковые полотна («О, сколько нам открытий чудных…»). Разумеется, акустика совершенно универсальна относительно свойств музыкального материала. Комната прослушивания — никак не меньше 20 кв. м, а лучше если за 30.

- технический коментарий -
АЧХ, измеренная на оси высокочастотной головки, отличается хорошей стабильностью, наблюдаются лишь слабые ее флуктуации около среднего значения чувствительности, которое, по нашим данным, составляет почти 93 дБ (что на 3 дБ выше приведенного в технической документации). Замечательно гладким оказался участок характеристики в двух верхних октавах (5–20 кГц). Вместе с тем чувствительность в области нижней середины оказывается чуть ниже ее уровня на высоких частотах, что, впрочем, не приводит к значимым для слуховых ощущений последствиям. Различие между измеренным нами (36 Гц) и паспортным (30 Гц) значениями нижней граничной частоты, вероятно, обусловлено разницей в методологических подходах. Локальный подъем АЧХ на 4 кГц к ощутимому тональному окрашиванию не приводит, поскольку эффекты послезвучания здесь незначительны. Уровень послезвучания невелик и в остальной части рабочего диапазона, лишь на 500 Гц устойчиво регистрируется слабый призвук. При подключении по схеме bi-wiring распределение энергии между каналами проходит по нижней частоте раздела — 350 Гц.


Очень разумной представляется пространственная организация звукового поля колонки: весьма однородным поле оказывается в угловом секторе ±45Ґ (в горизонтальной плоскости) — АЧХ здесь практически не отличаются от осевой; за пределами этого сектора энергия высокочастотного (5–20 кГц) излучения довольно быстро снижается. Коэффициент гармонических искажений исключительно мал на высоких частотах и в верхней части СЧ-регистра: при умеренных уровнях звукового давления КНИ здесь не превышает 0,1%! Более того, в наших анналах пока не зарегистрировано столь низкой, как у 703, величины интермодуляционной помехи на средних и высоких частотах (тоже порядка десятых долей процента). По мере приближения к нижней границе диапазона становится заметной зависимость КНИ от уровня громкости, но — в рамках допустимого.
Судя по частотной зависимости модуля входного импеданса, фазоинвертор настроен на частоту 40 Гц. Минимальное значение сопротивления, по нашим данным — 3,8 Ом (3 по паспорту). Флуктуации модуля умеренные, однако фаза импеданса в области второй частоты раздела меняется довольно существенно. Импульсная реакция немного «размыта» (сложная трехполосная конфигурация); небольшое по амплитуде «продолжение» можно поставить в соответствие зарегистрированному на частотно-переходной характеристике эффекту послезвучания.


Коэффициент нелинейных искажений вычисляется по измеренной частотной зависимости коэффициента гармоник при фиксированных уровнях звукового давления на оси головки на расстоянии 1 м от ее мембраны как среднее значение в указанном диапазоне частот.
Дисбаланс вычисляется как разность средних значений чувствительности, измеренной на оси ВЧ-головки в интервале 0,1–20 кГц, и чувствительности, измеренной либо в указанном диапазоне частот, либо под углом 45o в том же интервале.




Предыдущая статья К списку статей Следующая статья


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит