Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Ресиверы бизнес-класса ($600-750)
www.stereo.ru

Название итоговой оценки в нашем журнале теперь напрямую отражает суть сравнительного тестирования — вывести для каждой модели-соискательницы показатель «качество/цена». А он, как видно даже по его написанию, представляет собой соотношение или, в переводе на язык математики, дробь. Ее величина равно зависит как от числителя, так и от знаменателя. Иными словами, для увеличения этого показателя отнюдь не обязательно «гнаться за дешевизною», выясняя, какой аппарат обеспечит желаемый уровень качества за наименьшие деньги (хотя такой путь, учитывая реалии жизни, — безусловно, самый соблазнительный). Зачастую правильней ставить принципиально иную задачу: сколько следует заплатить, чтобы построить домашний кинотеатр с минимальными компромиссами? Анализ такого подхода показал, что начать переход от двухканального к многоканальному звуку целесообразно с замены центрального блока системы — AV-ресивера. Если раскошелиться на него всерьез, можно будет, во-первых, кардинально улучшить звучание существующего комплекта, во-вторых, постепенно достраивать систему остальными высококачественными компонентами (DVD-проигрыватель, акустика), не сомневаясь в том, что ресивер полностью раскроет их потенциал.
Мы уже слышим, как читатель торопит: «Что значит раскошелиться всерьез?» После всестороннего обсуждения определилась и оптимальная сумма — $700, что, по Hi-Fi-меркам, в общем-то немного. Тем не менее за эти деньги сегодня можно приобрести ресивер, экипированный по последнему слову техники и отвечающий самым жестким требованиям.

Динамический и частотный диапазоны звуковой дорожки современного кинофильма очень широкие, а уверенно озвучивать необходимо помещение любого объема и посредством любой акустики, поэтому мощность усилителя должна составлять порядка 100 Вт/канал при значительном коэффициенте демпфирования. Отсюда — потребность в солидном источнике питания, способном отдавать большой ток. Современный ресивер обязан успешно озвучивать сигналы 5.1-форматов, но еще лучше, если он готов реально работать с 6.1-звуком (Dolby Digital EX и DTS-ES Matrix/Discrete), что возможно при наличии соответствующих декодеров и как минимум шести каналов усиления. Требования спецификации THX Ultra, т.е. 7.1-звук мы считаем факультативными; важнее — универсальность, в частности умение с блеском отыгрывать и многоканальные, и стереофонические записи, цифровой и аналоговый сигнал. Особое внимание — трекам SA-CD/DVD-Audio: для их полноценного воспроизведения AV-ресивер должен быть экипирован регулируемым 5.1-входом. Вообще, точность настройки и разнообразие изменяемых параметров здесь чрезвычайно важны, так как позволят добиться наилучшего согласования элементов (в первую очередь, акустических), а без этого система топ-класса не сможет показать все, на что способна.
В связи с этим полезными окажутся наглядные экранные меню, возможность проводить инсталляцию в автоматическом режиме и учесть акустические особенности помещения или скомпенсировать различия в звучании разных групп АС, например, фронтальных и тыловых. Большое значение имеют коммутационные способности ресивера — возможность управлять сигналом с десятка источников, аналоговых и цифровых. Зато искусственные украшения звука (DSP-режимы) или видеоконвертеры скорее всего будут востребованы в минимальной степени.
Cambridge Audio Azur 540R

Конструкция. Внешне ресивер напоминает классический стереоусилитель: невысокий корпус, единственный поворотный регулятор — ручка громкости, массивный силовой трансформатор (об этом свидетельствует смещенный центр тяжести). Установку облегчает маркировка цветом по международному стандарту винтовых акустических клемм. Линейные 6.1-вход/выход надежно защищают ресивер от любых превратностей судьбы.
Функции. Акцент сделан на обеспечение полной универсальности и максимального качества звучания без цифровых «прикрас» (DSP-режимов — минимум). Второстепенные мелочи вроде регулировки яркости дисплея и таймера выключения отсутствуют.
Управление. Компактный пульт ДУ с металлической верхней панелью гармонирует с обликом основного блока. Тактильная эргономика на высоте, однако визуальное деление на зоны неявное — требуется читать надписи на геометрически одинаковых кнопках. К приемнику видеосигнала ресивер можно не подключать — экранных меню нет. Задержка измеряется непосредственно в миллисекундах, что затрудняет настройку.
Звук. Достаточная мощность и стабильность усилительного тракта в сочетании с отличными встроенными декодерами позволяет реалистично озвучить записи любого жанра и динамического диапазона как в двух-, так и в шестиканальном варианте: компромисс при этом незначителен.

- технический комментарий -
Стабильный характер КНИ во всем диапазоне мощностей (рис. 1) говорит о хороших музыкальных способностях аппарата. Коэффициент демпфирования невелик (32 единицы), однако выбор акустики это практически не сужает, поскольку есть возможность использовать 4-омные колонки. Декодеры DD и DTS обеспечивают глубокое и равномерное разделение на уровне 65 дБ. Вход 6.1 не уступает по глубине, но имеет небольшую асимметрию. Цифровой вход в стереорежиме характеризуется чуть более глубоким разделением, нежели аналоговый.

Denon AVR-2105

Конструкция. Расположенные на лицевой панели два многофункциональных поворотных регулятора с «приписанными» к ним кнопками представляют собой основные зоны прямого управления: одна отвечает за коммутацию, другая — за управление режимами. Многоканальный вход представлен 5.1-вариантом — именно такова максимальная конфигурация записей SA-CD/DVD-Audio.
Функции. Для каждого типа декодера предусмотрены независимые регулировки тембра и ряд специфических настроек (акцентирование диалогов, расширение центрального образа при декодировании DPLII и т.д.). DSP-процессор эмулирует несколько типовых акустических пространств с возможностью виртуального изменения объема.
Управление. Основной «козырь» ресивера — алгоритм автоматической настройки. В комплекте поставляется измерительный микрофон (длина шнура — 6 м), подключаемый к гнезду на лицевой панели. Настройка не требует никакого вмешательства пользователя, результат ее точен. Крупный пульт ДУ оформлен в буквальном смысле ярко: клавиши основных функций выполнены из фосфоресцирующего материала.
Звук. Благодаря первоклассным декодерам и отличным показателям 5.1-входа аппарат можно считать универсальным, однако при выборе акустики следует учитывать минимальный импеданс нагрузки — 6 Ом и тот факт, что наилучшим образом он впишется в систему «сабвуфер–сателлиты».

- технический комментарий -
Примечательно, что рост искажений на максимальной мощности локализирован в НЧ-области (рис. 1). В рабочей области КНИ невелик, но все-таки далек от эталона — заметны возмущения по краям диапазона. Великолепно организован цифровой вход: в режиме стерео разделение каналов составляет 74 дБ, что близко к предельной величине по тесту. Встроенные декодеры почти идеальны по равномерности, а декодер DTS показывает и образцовую глубину разделения. Коэффициент демпфирования достаточен для работы с большинством моделей акустики (57 единиц).

Harman/Kardon AVR 230

Конструкция. Расположение клавиш на стильной лицевой панели подчинено дизайну и не располагает к прямому управлению (лучше использовать пульт). Хотя ресивер имеет шесть каналов усиления, он оснащен 7.1-входом/выходом, так что для апгрейда под THX-требования понадобится лишь дополнительный усилитель мощности.
Функции. Помимо обязательного набора DSP-режимов, необходимо отметить фирменные алгоритмы Logic7 и VMAx. Первый представляет собой альтернативу матричным и дискретным 7.1-форматам, второй служит для создания объемного звучания при помощи двух колонок. Особенно эффективен VMAx при работе на наушники.
Управление. Треугольный пульт ДУ очень удобен, поскольку основные органы управления доступны без перехвата. Инсталляцию лучше производить со зрительского места, т.к. в пульт вмонтирован измерительный микрофон, позволяющий подстроить уровни каналов. Настройки вообще проработаны скрупулезно: например, есть возможность установить частоту среза для каждой колонки.
Звук. Формально запас мощности невелик, однако воспроизведение остается реалистичным даже в многоканальном режиме: нюансы и динамика сохраняются (усилитель держит высокий ток). Благодаря высокому коэффициенту демпфирования аппарат укрощает даже «строптивую» акустику — при условии, что ее импеданс составляет не менее 8 Ом.

- технический комментарий -
Аккуратно проработанный тракт не позволяет искажениям проявляться вплоть до максимальной мощности — они возрастают во всем спектре только на предельном уровне 75 Вт (рис. 1). Из АЧХ усилителя видно, что фильтры в НЧ/ВЧ-тембрах установлены аналоговые — их воздействие распространяется вплоть до 100 кГц. Декодер DTS работает хорошо, обеспечивая разделение на уровне 70 дБ; декодер DD уступает ему по глубине почти на 10 дБ, но заметно выигрывает по равномерности. Измеренная мощность (78 Вт) превосходит заявленную.

NAD T743

Конструкция. Господствуют проверенные временем Hi-Fi-решения: работающие на фронт предусилители соединены с соответствующими «оконечниками» посредством съемных перемычек; есть отключаемый ограничитель Soft Clipping, аттенюатор аналоговых входов и два (!) выхода на сабвуфер. Традиционны концепция с пятью каналами усиления и простая, логичная организация лицевой панели. Немалый вес ресивера свидетельствует о солидном блоке питания.
Функции. Стандартный набор 5.1-декодеров дополняют всего два DSP-режима, однако есть полезная возможность ввести названия станций тюнера. Отключаемая тембральная коррекция работает в широких (±10 дБ) пределах.
Управление. Крупный пульт ДУ обеспечивает логичное деление на зоны при помощи резиновых перегородок. Специальные клавиши-качели для регулирования сигналов центра и тыла позволяют подстраивать уровни «на лету». Задержки изменяются только для обеих фронтальных или тыловых АС, что затрудняет точную настройку в несимметричных конфигурациях. На команды пульта ресивер откликается очень быстро.
Звук. Легкость, с которой ресивер соглашается работать с низкоомной нагрузкой, и высокий коэффициент демпфирования вызывают уважение — надежная машина! Однако необходимо учесть, что аппарат наиболее реалистично работает на средней и высокой громкости. Это оценят любители блокбастеров и хард-рока.

- технический комментарий -
При слабом сигнале на верхах наблюдается подъем искажений (рис. 1), но с увеличением громкости КНИ резко спадает. Не зависящие от мощности возмущения в НЧ-области вызваны, по-видимому, особенностями организации питания. Тембры — аналоговые, работают во всей полосе пропускания усилителя. Глубина разделения встроенными декодерами выше у тыловых каналов, чем у фронтальных, но на точность локализации это не повлияет — симметричность по разделению высока. 5.1-вход по этому параметру немного отстал — величины разделения по каналам разнятся на 10 дБ.

Onkyo TX-SR602E

Конструкция. Дизайнерские изыски, в частности, отключаемая подсветка ручки регулятора громкости, повышают эргономичность лицевой панели. Акустические клеммы на задней панели расположены нестандартно, однако задачу инсталлятора облегчат поставляемые в комплекте наклейки на кабели.
Функции. Немногочисленные DSP-режимы гибки в настройке, что расширяет диапазон их применения. Шестой и седьмой каналы усиления могут использоваться двояко: либо для воспроизведения сигнала Surround Back, либо для озвучивания второй зоны стереосигналом. Для каждого канала предусмотрен пятиполосный эквалайзер, позволяющий учесть акустические особенности помещения. Можно запомнить уровень громкости для каждого входа.
Управление. Способность к обучению и перепрограммированию делает пульт универсальным контроллером. Несмотря на крупный ПДУ, управлять системой удобно — в основном благодаря послушному джойстику и мгновенной реакции ресивера. Подсоединение измерительного микрофона включает алгоритм автонастройки, что облегчает инсталляцию.
Звук. Превосходно отрабатываются как записи эксклюзивных форматов, подаваемые на 5.1-вход, так и звуковые дорожки к фильмам. Большой запас мощности и высокий коэффициент демпфирования позволяют ресиверу с легкостью контролировать любую акустику.

- технический комментарий -
С повышением мощности нелинейные искажения плавно растут (рис. 1), однако на субъективном восприятии это практически не сказывается (максимум мощности довольно велик). Измеренный коэффициент демпфирования — высокий (68 единиц); разделение информации от стереоисточников — 67 дБ при подключении по цифре и около 50 дБ по аналогу. Встроенные декодеры характеризуются симметричным и глубоким разделением сигнала (рис. 2); мультиканальный вход обеспечивает еще более глубокое разделение при меньшей симметрии.

Sony STR-DB2000

Конструкция. Асимметрично расположенные на передней панели поворотные регуляторы и миниатюрные кнопки обеспечивают полноценное управление даже при отсутствии пульта ДУ. Два мультиканальных входа (5.1 и 6.1) позволяют воспроизводить записи отдельно с Multichannel-источников SA-CD и DVD-Audio или принять сигнал с внешнего декодера. Есть преобразователь «композит–S-Video». Усилители — цифровые, поэтому потребление энергии небольшое.
Функции. Впечатляет обилие контролируемых параметров: отслеживается синфазность сигнала любой пары АС, а в режиме DC P.Linearizer учитывается сдвиг фазы НЧ-сигнала, возникающий в громкоговорителе.
Управление. Алгоритмы предельно упрощены, а информативный дисплей позволяет провести инсталляцию без подключения к телевизору, однако мы советуем воспользоваться именно экранными меню — ввиду их наглядности. Программируемый пульт способен управлять 11 устройствами основных производителей, но способен ли пользователь управиться с десятками одинаковых кнопок — вопрос…
Звук. Основную — мультиканальную — задачу цифровой усилитель решает уверенно (высокая мощность — к месту), что вкупе с симметрией разделения аудиоинформации дает хорошую локализацию в домашнем кино. Аппарат незначительно уступает конкурентам по точности звучания: великоват коэффициент нелинейных искажений.

- технический комментарий -
По объективным причинам, связанным с особенностями технологии цифрового усиления, построить зависимость КНИ от мощности удалось лишь на дискретных частотах (рис. 1: красная кривая — 100 Гц, синяя — 1 кГц, зеленая — 10 кГц). До 120 Вт искажения в НЧ/СЧ-области держатся в пределах 0,1%, на ВЧ — практически не меняются во всем диапазоне и составляют почти 0,2%. Есть у цифрового тракта и достоинства, в частности, великолепное разделение каналов (рис. 3), обусловленное схемно-техническими решениями: от декодера до усилителя — все симметрично.

Yamaha RX-V750RDS

Конструкция. Передняя панель имеет классическую внешность. Конвертер, способный преобразовать «композит» или S-Video в компонентный сигнал, дает возможность подключить к телевизору или проектору любой источник по одной (компонентной) шине.
Функции. Богатейший набор DSP-режимов предоставляет пользователю более 50 вариантов изменения акустической атмосферы помещения. Есть и более «приземленные» возможности — согласование тембра звучания центральной АС с фронтальной стереопарой (5-полосный эквалайзер) и использования усилителей Surround Back для озвучивания дополнительных фронтальных колонок посредством фирменных алгоритмов Cinema DSP.
Управление. Механизм автоматической настройки полностью освобождает пользователя от необходимости ручной инсталляции, настолько он точен. Есть система наглядных экранных меню. Пульт ДУ с миниатюрным ЖК-дисплеем достаточно удобен благодаря правильному разделению на рабочие зоны. Он обучаемый, поэтому сможет командовать практически любым устройством.
Звук. Бескомпромиссный усилительный тракт и первоклассное декодирование превращают Yamaha в универсальный аппарат. Он «раскачает» любую акустику (высокий коэффициент демпфирования), реалистично воспроизводит сложный аудиоматериал и, что важно, на какой угодно громкости, т.е. озвучит помещение большого объема.

- технический комментарий -
Запас по мощности налицо: заметный рост КНИ начинается только выше 120 Вт (рис. 1). Отметим «музыкально-ровный» уровень КНИ во всем рабочем диапазоне, что улучшает передачу микродинамики. Измеренное значение коэффициента демпфирования — 103 единицы (очень хороший результат). Музыку с CD лучше слушать при подключении по цифровому входу (здесь разделение — 73 дБ, против 48 дБ по аналоговому стереовходу). Качество работы декодеров отменное: как можно видеть на диаграмме (рис. 2), в любых комбинациях изоляция каналов не хуже 70 дБ.

Комментарий

Методика тестирования
Наиболее полно качество работы ресивера характеризуют два момента: во-первых, зависимость коэффициента нелинейных искажений (КНИ) от частоты входного сигнала и мощности сигнала выходного (громкости), во-вторых, глубина и симметрия разделения каналов. Соответствующие графики приведены и анализируются в технических комментариях.
Зачем AV-ресиверу микрофон?
Микрофон служит для точной настройки уровней громкости и задержек сигнала по каналам. Во время инсталляции микрофон устанавливается на зрительское место, включается тестовый сигнал, и специальная система отслеживает, чтобы сигнал всех каналов достигал слушателя одновременно и с одинаковой громкостью.
S&V-совет

Приступая к тестированию, эксперты прекрасно понимали, насколько трудна задача, поставленная перед соискателями. Сложности лежали, разумеется, не в конструкционной или функциональной области — здесь все прояснилось сразу же: большинство аппаратов имело оптимальную конфигурацию (шесть каналов усиления, полный набор декодеров, достаточную мощность). Камнем преткновения стал вопрос универсальности, которая в данном случае трактовалась как способность раскрыть потенциал любых громкоговорителей и в двух-, и в многоканальных системах.

-Конструкция-
В тесте представлены 7-, 6- и 5-канальные аппараты. Какой выбрать? Эксперты, выставляя оценки, придерживались «лобового» правила — чем больше, тем лучше, однако потребитель следовать ему отнюдь не обязан: помещение площадью до 30 кв. м. 5.1-система озвучит прекрасно. Понимают это и разработчики: не случайно усилители, работающие на «спецтыл» Surround Back, у Onkyo можно использовать для зоны 2, а в Yamaha — для создания дополнительных фронтальных эффектов. Вторым ключевым критерием для выбора ресивера является способность коммутировать AV-сигналы. С аналоговым аудио все участники работают одинаково успешно; сквозной канал как по коаксиальной, так и по оптической цифровой шине предоставляют Cambridge и Harman («сквозной канал по «цифре» отсутствует только у NAD, который тем не менее отличился двумя выходами для пары сабвуферов). Говоря о видеокоммутации, нельзя не отметить ресивер Yamaha, позволяющий привести все входные сигналы, так сказать, к одному «компонентному» знаменателю. Sony выгодно отличается наличием двух многоканальных входов. Любителям компактной техники следует обратить внимание на Cambridge — высота его корпуса составляет всего 100 мм.

-Функции-
Все ресиверы, кроме пятиканального NAD, оснащены декодерами Dolby Digital EX и DTS ES. Семиканальные — дополнительно матричным алгоритмом Dolby Pro Logic IIx, обеспечивающим разводку двухканального сигнала на все семь колонок. Отдельно отметим Harman с матричным декодером Logic7 и алгоритмом VMAx, которые могут поспорить с DSP-режимами Yamaha — не по количеству, разумеется (здесь Yamaha — безоговорочный лидер), а по востребованности. Самый скромный функциональный набор — у Cambridge и — по объективным причинам — у NAD.

-Управление-
В условиях постоянного усложнения многоканальных конфигураций актуальной становится автоматическая настройка звукового тракта при помощи измерительного микрофона. Такой возможностью обладают: Yamaha, Denon и Onkyo. Harman предлагает упрощенный полуавтоматический вариант с микрофоном в пульте ДУ — последний «подсказывает», велика громкость в канале или мала. Работает автоматика прекрасно, однако возможность подкорректировать ее вручную есть всегда. Отметим, что именно «автоматические» аппараты обладают и наиболее гибкими настройками уровней, задержек и частот раздела кроссоверов (требуется для согласования сателлитов и сабвуфера). Упомянем также поканальный эквалайзер Onkyo, возможность установить разную частоту среза для каждого канала у Harman/Kardon и отследить фазу НЧ-сигнала у Sony. Теперь — несколько слов об эргономике; в первую очередь, о пульте ДУ. В идеале он должен управлять всей системой, составленной из компонентов от разных производителей. В этом аспекте отлично показывают себя обучаемые пульты от Yamaha и Onkyo. Пульт NAD тоже обучается, но по эргономике несколько уступает указанным выше. Впрочем, свой шарм имеет и управление с лицевой панели. Наиболее интуитивно и логично его организовали специалисты Denon, Yamaha, Sony и Onkyo. Cambridge Audio и NAD склоняются к минималистской концепции: экстерьер — дело вторичное.

-Звук-
Да простят нас аудиофилы, но, по нашему мнению, качество звучания — категория объективная и может быть оценена посредством соответствующих измерений. Один из основных показателей здесь — достоверность, т.е. малые нелинейные искажения на всех частотах и при любой громкости. С этим, по большому счету, проблем нет ни у одного аппарата, кроме Sony (сказывается цифровая организация усиления). По мощности — иными словами, по способности «раскачать» АС даже самой низкой чувствительности — в лидерах: Sony, Yamaha, Onkyo и Denon (в порядке убывания). Однако и маломощные Harman/Kardon и NAD — отнюдь не слабаки: обе модели способны отдавать в нагрузку очень большие токи, что, в свою очередь, содействует достижению звуковой верности. Для кино важно разделение каналов, и тут наилучшую равномерность звуковой картины предлагает Sony; в аутсайдерах — NAD, правда, этот его недостаток ощутить на слух можно лишь на очень качественном материале в условиях, близких к идеальным. На наш взгляд, главный вывод — звания «звуковой универсальности» заслуживают все аппараты, опровергая укоренившееся мнение, что для воспроизведения музыки AV-ресивер не годится.

-S&V-эффект-
Ресивер данной ценовой категории вполне уверенно решает все задачи домашнего звукоусиления, не разделяя материал на «музыку» и «кино». Это — главное. Между тем конкретный потребитель при выборе будет обязательно руководствоваться и другими, важными только для него критериями, что — естественно. Наш подход к итоговой оценке в данном случае выглядит формализованным: делим набор качеств на конкретную цену… Например, тем, кто предпочитает функциональным изыскам классические решения и традиции, мы смело рекомендуем ресиверы NAD и Cambridge Audio (эти марки широко известны в Hi-Fi-сфере). Harman/Kardon расположился, так сказать, вне категорий: стильная внешность сочетается в нем с незаурядными потребительскими качествами, что делает аппарат в некотором роде уникальным. Остальные ресиверы — для стремящихся быть на острие прогресса. Sony раскрывает свои преимущества в динамичных киножанрах. AV-ресивер Onkyo более остальных приспособлен к организации второй акустической зоны, что в сочетании с достойным звуком и тщательной проработкой конструкции обеспечило ему Приз симпатий. Звание Победителя получает Yamaha — аппарат, вобравший в себя буквально все новейшие технические решения в области домашнего кино за умеренные деньги (такие возможности, как правило, стоят гораздо дороже).




Предыдущая статья К списку статей


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит