Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Активные сабвуферы
Stereo&Video

Активный сабвуфер является сегодня непременной принадлежностью любого комплекта домашнего кинотеатра. Активность – не дань моде, а объективный результат совершенствования этого вида техники

Количество каналов в современном домашнем кинотеатре и качество акустики вступает в явный конфликт с местом в жилой комнате. Поэтому компромиссное решение, включающее пять маленьких сателлитов окружающего звука и сабвуфер для воспроизведения низкочастотных эффектов, получает все большее распространение. Как и любая акустическая система, сабвуфер сначала был пассивным. Но энергетические соотношения низкочастотного сигнала таковы, что для его правильной передачи требуется высокая мощность усилителя. Пять или шесть одинаковых каналов мощного усиления в составе AV-ресивера — это относительно простая задача, решение которой хорошо вписывается в его конструкцию. А для более мощного усилителя LFE-канала лучше места, чем внутри сабвуфера, не найти. Однако для увеличения числа моделей активных сабвуферов существуют и другие объективные причины.

Акустическая система — это устройство преобразования поступающей на ее входные клеммы электрической энергии в энергию звуковых колебаний, излучаемых в окружающее пространство, для чего служит одна или несколько динамических головок, установленных в корпус (акустическое оформление). Если оформление отсутствует, то качество излучаемого АС средневысокочастотного диапазона изменится весьма слабо, чего не скажешь обасах, когда длина звуковой волны составляет единицы и десятки метров. На низких частотах почти вся сообщаемая динамику энергия будет безо всякой пользы уходить на «перекачивание» так называемой присоединенной массы воздуха с одной стороны диффузора на другую. То есть имеет место так называемое «акустическое короткое замыкание». Корпус закрытого сабвуфера, воспроизводящего достаточно низкие частоты, имеет большие размеры. Простейшее решение уменьшения габаритов корпуса — это использование фазоинвертора. Прототипом же фазоинвертора является акустический резонатор Гельмгольца, хотя еще древние строители храмов владели искусством «настройки» звучания. Резонатор Гельмгольца состоит из закрытого сосуда с длинным и узким горлышком. Среда, заполняющая такой сосуд, — одна и та же (воздух), однако она ведет себя неодинаково в разных его местах. В длинном и узком горлышке сосредоточена практически вся эффективная масса воздуха, которая может совершать колебания вдоль горла. Запертая во внутреннем объеме оставшаяся часть воздуха, естественно, оказывает упругое сопротивление попыткам внешнего воздействия. Система «масса-упругость» имеет частоту собственных колебаний, на которой накопленная упругостью потенциальная энергия реализуется в максимальных по амплитуде колебаниях массы. Чем меньше упругость (больше объем) и значительней масса воздуха в горле, тем ниже по частоте будет настроен резонатор.
Акустическое оформление — конструкция корпуса акустической системы, обеспечивающая оптимальные условия излучения электроакустического преобразователя. Наибольшее распространение для сабвуферов получили два типа оформления: закрытый корпус и фазоинвертор.
LFE (Low Frequency Effect) — канал низкочастотных эффектов или сабвуфера. Предназначен для передачи мощных басовых сигналов на звуковых дорожках видео: таких как взрывы, удары, звуки мощных механизмов и т.п.


Чтобы получить эффективное воспроизведение низких частот, необходимо НЧ-головку поместить в акустическое оформление достаточного объема. При малом объеме из-за влияния воздуха в корпусе существенно повышается частота резонанса системы, ниже которого отдача АС по звуковому давлению падает. Часто увеличение объема невозможно по эстетическим соображениям, большой сабвуфер в обычной жилой комнате некуда ставить. Наибольшее распространение получили два варианта решения этой проблемы. Акустический вариант — это использование фазоинвертора. Второй вариант электромеханический — активная акустика с сервосистемой. В обоих случаях конструктор как бы виртуально увеличивает объем корпуса, понижая частоту резонанса, и таким образом «обманывает» головку.

Однако будь создание сабвуфера простой задачей, производители не предлагали бы такого разнообразия моделей. Самое распространенное конструктивное решение сабвуфера — с расположением головки на одной из вертикальных сторон корпуса и отверстием фазоинвертора на другой. Это накладывает определенные ограничения на расположение сабвуфера в помещении, поскольку и головка, и порт должны излучать в открытое пространство. Иногда головку устанавливают вертикально с излучением в пол и для получения круговой диаграммы используют рассеиватель в виде конуса. Такой сабвуфер может быть выполнен, например, в виде журнального столика и располагаться в центре помещения, а не у стены, как обычно рекомендуют производители сабвуферов традиционной конструкции. Кроме варианта с одной НЧ-головкой, часто используют комбинацию из двух головок. Это дает выигрыш в эффективной площади диффузора, что улучшает воспроизведение низких частот. Кроме того, встречное (или как это сейчас модно называть — контрапертурное) расположение НЧ-головок и синфазное их включение дает возможность чисто акустическими методами (сложение встречных потоков) уменьшить нелинейные искажения. Некоторые производители вместо фазоинвертора используют пассивный радиатор. Такое решение упрощает конструктивный расчет и обеспечивает гарантированные характеристики, поскольку параметры пассивного излучателя не зависят от состояния окружающей среды, чего нельзя сказать о воздухе в системе с фазоинвертором.

В качестве пассивного радиатора часто используется такая же головка, как и основной излучатель, но без магнитной системы и катушки


Все эти варианты конструкции акустического оформления используются как в пассивных, так и в активных моделях. Однако количество пассивных моделей стремительно уменьшается. Интегральная конструкция, объединяющая головку и усилитель в активный сабвуфер головки для управления усилителем. В результате действия такой цепи обратной связи можно существенно уменьшить объем корпуса, понизить нижнюю границу воспроизводимых частот или снизить искажения. Электроника сервосистем в активных сабвуферов настолько эффективна, что у них используются также и закрытое акустическое оформление, которое практически не встречается у их пассивных собратьев.

Информацию о движении диффузора получают как напрямую, например, с помощью индуктивного, емкостного или пьезодатчика, или микрофона, так и косвенно, выделяя на резистивном датчике сигнал пропорциональный протекающему через обмотку звуковой катушки току. Получить сигнал ошибки движения диффузора не сложно, важно правильно его использовать. В промышленных изделиях фирмам не всегда удается одновременно получить улучшение всех характеристик. Главным тут является расширение полосы частот. Некоторое увеличение искажений допустимо по той причине, что при воспроизведении сигнала канала LFE такое увеличение субъективно воспринимается как увеличение басов.
Для тех уровней мощности, которые требуются для раскачки сабвуфера, традиционные аналоговые усилители мощности (даже работающие в классе В) выделяют много тепла. В большинстве современных моделей активных сабвуферов используются высокоэффективные импульсные усилители мощности. Так как рабочий частотный диапазон в этом случае ограничен несколькими сотнями герц, то было проще реализовать цифровые усилители мощности с пониженной частотой коммутации, и поэтому они впервые появились именно в сабвуферах.
Следует отметить, что на уровень воспроизведения низких частот влияет не только собственная конструкция сабвуфера, но и его расположение в помещении. Уже появились модели активных сабвуферов со встроенными цифровыми параметрическими эквалайзерами и комплектующиеся измерительным микрофоном, которые обеспечивают максимально плоскую частотную характеристику в месте прослушивания. После непродолжительной процедуры калибровки и настройки это обеспечивается для любого помещения.

Массивная металлическая задняя панель активных сабвуферов используется и как шасси для размещения всех блоков электроники, и как радиатор для мощных транзисторов выходных каскадов



Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Автор: Дмитрий ДМИТРОКОПУЛО, Алексей ГРУДИНИН
Источник: Stereo&Video, июль/2004


Автор:
Дмитрий ДМИТРОКОПУЛО, Алексей ГРУДИНИН


Предыдущая статья К списку статей Следующая статья


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит